|
|
Любовь Захарченко - странная женщина. Про нее на первом Всесоюзном фестивале КСП еще в 1986 году, Булат Окуджава сказал: "Эта девочка - открытие". А она, получив Гран-при, вместо того чтобы возликовать, напротив, предается сомнениям и на долгие десять лет уходит из авторской песни... Да и личная жизнь ее заставляет кое-кого поджимать губы и, мягко говоря, удивляться. В наше-то время почти в сорок лет - рожает третьего ребенка! Ее возвращение в авторскую песню - как взрыв сверхновой звезды! Это около ста новых песен, каждая из которых яркая, талантливая, "непохожая". В них поэзия нашей сегодняшней жизни, ее сиюминутные ритмы, совпадающие с ритмом наших сердец...
Мы сидим с Любой на ее крохотной кухне, шириной в полторы гитары. За стеной её ребятня шумно выясняет отношения с папой Серёжей, котом Ксенофонтом и остальным окружающим миром. "Хочешь, новую песню спою?" - спрашивает Люба и берет гитару, которая почти перекрывает кухню по диагонали. Еще бы мне не хотеть! Да у меня мурашки бегают по спине от ее песен, я дышать боюсь, когда она поет. "Расскажи мне,проводница, на каком глазу ресница..." - новая Любина "зарисовка с натуры". Сочинила в поезде по дороге с Грушинского фестиваля. Там такой в припеве перебор гитарный: то ли колеса на стыках стучат, то ли ветер звенит за окном, то ли чье-то сердце захолонуло: "А глаза ее случайные, смотрят, смотрят сквозь меня...". А мы с Любой смотрим друг на друга и говорим "за жизнь".
|
- Да, знаешь, подумала, что просто он очень добрый, подарок мне такой сделал авансом. А я этого не заслуживаю пока. Было ощущение полной несостоятельности. Тогда обо мне один замечательный режиссер собрался фильм снимать, а я отказалась. Моя подруга прозвала меня "коллекционером отвергнутых предложений". Мне можно было безбоязненно предлагать президентство в Белом доме, все равно бы отказалась. Тогда на меня такая популярность свалилась: статьи в десятках газет, радио, телевидение. Казалось, мыльницу открою, а оттуда моя "Черная смородина" зазвучит. Утром садилась за стол, брала ручку и говорила себе: "Сейчас буду писать нетленку". И полный ступор. А жизнь ведь огромная! Всего хотелось, всем хотелось заниматься. Я и следователем работала (я ведь юридический закончила), и в археологической партии что-то копала, и фестивали в Ростове-на-Дону организовывала. Но вот пять лет назад поняла, что не могу без песни.
- Когда в первый раз услышала, очень приятно было. Потом стало раздражать: ну что они, сговорились, что ли? А вот нынче летом в Самаре меня встретили у поезда с цветами, повезли на местное телевидение и там, когда я пела, кто-то в студии закричал: "Ребята, ну Высоцкий в юбке!", я уже задумалась. И поняла, что в последние годы авторская песня по своему содержанию не соответствует времени. Обветшала она как-то. Вернее, у нее теперь лицо "женщины с прошлым". В стране-то что произошло за последние десять лет! А мы делаем вид, что ничего не происходит, что нет войны, нет дефолта, не стреляют в банкиров, нет страха за наших мальчиков, не умирают одинокие старушки... Для меня это все предмет поэзии, темы для песен, обо всем, что переживают сейчас люди, хочу рассказать.
- В России всегда любили считать чужие деньги, потому что не умели сами зарабатывать, а теперь считают чужих детей - видимо, разучились рожать. А я захотела - и родила. Вернее, я их вымечтала. Знаешь, я в детстве одна росла в семье, и все мечтала, что будет у меня трое детей. Я еще в юности определила себе три составляющие счастья - любовь, творчество и дети... И все мечты эти у меня сбылись. Только на каждую из составляющих нужна целая жизнь... Когда меня на радио в прямом эфире спросили, не хотела бы я полететь в космос, я та к закричала: "Ой, что вы, какой космос, мне же некогда!" Времени и сил нет даже на депрессию. Детям же не объяснишь, почему это мама сидит грустная, едуне готовит. За спиной три "акулы"- и очень даже оптимистично живется.
- Булат Шалвович, конечно, его поэзия песенная просто течет в моей крови. Валентин Берестов, фантастически добрый, талантливый. С такой жаждой жизни, он до конца дней оставался ребенком, все ему было интересно, он постоянно экспериментировал, даже петь стал свои стихи в последние годы. Очень люблюЕвгения Бачурина, Александра Городницкого. Одним из своих учителей считаю Михаила Щербакова. Он для меня в авторской песне, как Бродский в поэзии. Это человек-эпоха, которого Господь поцеловал не однажды. И меня потрясает полное умолчание о нем коллег по авторской песне. Видимо, рядом с таким талантом кому-то очень тяжело жить...
- Теперь каждый вторник на малой сцене Театра Содружества Актеров на Таганке я буду встречаться со своими слушателями, в одно и тоже время, только программы разные. Подготовила пять песенных спектаклей: "Чья там девочка была"- женские монологи, "Все мы капитаны" - мужские монологи, "Мы взрослые лишь понарошку" - о нашем вечном детстве, "Черная смородина, где сажали красную" - социальная наша боль. И пятая - "Мы так похожи на людей" - там много говорящих улиток, рыбок, кошек. И как выясняется в процессе пения, они тоже люди.
Беседовала Ирина Алексеева ( журналист, поэт, член Союза писателей, автор нескольких поэтических сборников, автор книги "Грушинский фестиваль и многочисленных статей по авторской песне )
|